МОУ «Русскошойская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект
урока по физике в 8 классе
по теме:
«Электрическая цепь и ее составляющие»
Тип урока: Урок – исследование
Подготовил и провел
учитель физики и информатики
Суворов Николай Никодимович
с. Русские Шои
2010 год
Тема урока: Электрическая цепь и ее составляющие
Цели: изучение
составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах, проводить измерительные и
расчетные действия
Задачи:
Дидактические: создать условия для закрепления учебного
материала, используя сследовательские
технологии и физический эксперимент
Образовательные:
продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические
цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и
вольтметром), проводить простейшие математические расчеты
Воспитательные:
продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке; продолжить
работу по формированию умений работать в коллективе; закрепить правила техники безопасности при
сборке цепи,
Развивающие:
продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения; продолжить
развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся. Развивать
познавательный интерес к предмету.
Тип урока – урок – исследование
Оборудование:
компьютер, проектор, источники тока,
электрозвонок, провода, ключ, лампочка, амперметр, вольтметр, тестовый материал, таблица,
Ход урока.
1. Организационный момент.
2 Актуализация знаний.
Учитель: Представьте себе, на мгновения в домах гаснут
электрические лампы, отключаются телевизоры, прекращается движения
электропоездов, троллейбусов, то говорят, что в проводах исчез ток. Что такое
ток ?
Ученик: Определение:
Электрический ток – это упорядоченное
(направленное) движение заряженных частиц.
Учитель: Источники тока используются для проведения тока к
потребителям (лампы, плитки, утюги, телевизоры, компьютеры и др.
электроприборы) Для того, чтобы собрать электрическую цепь, необходимо знать ее
составные части, которые имеют условные обозначения:
Ученик на доске чертит условные обозначения
– батарейка, гальванический
элемент – аккумулятор – соединение проводов – пересечение проводов – зажимы для
подключения – ключ – эл. лампочка – эл.звонок – резистор
–нагревательный элемент
Учитель: Дадим определение электрической схемы.
Ученик: Определение: Соединения электрических приборов в
электрическую цепь называются схемами.
3. Изложение материала,
исследование электрической цепи.
Учитель: Ребята давайте вместе рассмотрим условные обозначения
и начертим простейшую схему, Схема должна быть аккуратной и точной, прочитаем
ее.
- источник тока – ключ –
провода - эл.звонок, - лампочка, амперметр и вольтметр
Ученик на доске делает чертеж
Учитель: А Изобразим схему этой цепи, используя
демонстрационные условные обозначения.
Ученики выбирают обозначения, выполненные в виде корон.
Одевают их на голову и выстраиваются в цепь, последовательно взявшись за руки.
Учитель: А теперь соберем эту цепь, используя оборудование.
Ученик собирает цепь.
Учитель: Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом
выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться
надо к изолирующей ручке.
Ученик определяет цену деления прибора, показания, предел
измерения.
Учитель: А теперь нам предстоит провести расчеты по
показаниям приборов
Ученик у доски решает задачи на расчет сопротивления
лампочки, резистора, звонка
по формуле R=U/I. Класс работает в тетрадях.
Учитель: Надо сделать выводы по проведенным исследованиям.
Одинаковыми ли получились сопротивления? От чего это зависит?
Ученики: (R® l, R® r, R® 1/S) R=rl/S)
4. Закрепление материала,
проверка знаний учащихся
Учитель: Каждое исследование подразумевает работу с таблицами.
Перед вами таблица. Вам требуется заполнить пустые ячейки, используя данные
заполненных ячеек. Один ученик работает у доски, заносит результаты в
электронную таблицу, остальные – на местах
U(В)
|
I(А)
|
R(Ом)
|
24
|
0,6
|
|
|
1,5
|
4
|
4
|
|
8
|
Учитель: Для того, чтобы вы могли проверить свои знания по
теме урока, я предлагаю работу с тестами. Во всех заданиях надо поставить точку
в треугольнике против правильного, по вашему мнению, ответа. Правильный ответ
всего один. Желаю успеха!
Ученики получают листки с
заданиями, заполняют их и сдают на проверку.
5. Подведение итога урока: На
этом уроке мы с вами провели небольшое исследование по теме «Электрическая
цепь», узнали ее свойства, научились собирать ее, проводить измерения и
вычисления. И еще все мы очень любим стихи. Вам придется дописать всего
одно рифмованное слово в куплет. Будьте
внимательны.
В любую электроцепь войдут
всегда
Источник, потребитель,… (провода)
При сборке надо знать для
ясности
Правила техники…(безопасности)
Не забудем при сборке мы
следовательно
Амперметр включаем… (последовательно)
А вольтметр двумя проводами
отдельно
Включи к элементам цепи ..
(параллельно)
С учетом полярности сводим
концы.
Учитель нам скажет, что мы -
…(молодцы !)
6. Домашнее задание. § Решить
задачу №
Ребята, молодцы, за урок СПАСИБО.
Приложения к уроку:
- Компьютерная презентация «Электрические цепи»
- Электронная таблица «Законы Ома»
- Тесты по теме «Электрические цепи»
- Раздаточный материал «Таблицы для применения
Закона Ома»
|